История Дома Кочневой

ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ \ Technical work

На сайте ведутся технические работы, заказ и оплата билетов временно не доступны!

Технические работы продлятся до 26.07.2024 12:00

Приносим свои извинения за предоставленные неудобства.



ПОЖАЛУЙСТА НЕ ПЫТАЙТЕСЬ СДЕЛАТЬ ЗАКАЗ!





The site is undergoing technical work, ordering and paying for tickets are temporarily not available!









































Уважаемые гости \ Dear guests

С 10:05 МСК 20.06.24 по текущее время часть клиентов может столкнуться с затруднениями в оплате вида "Ошибка 3-D Secure"

Совместно со Сбербанком и оператором платежной системы НСПК занимаемся устранением проблемы.

Прогнозный срок полного устранения влияния - 11:00 МСК 21.06.24

Приносим извинения за доставленные неудобства.

From 10:05 MSK 20.06.24 to the current time, some customers may encounter difficulties in making payments of the type "3-D Secure Error"

Together with Sberbank and the operator of the NSPK payment system, we are working to resolve the problem.

The estimated time for the full elimination of the impact is 11:00 MSK 21.06.24

We apologize for the inconvenience caused.

Вид с Фонтанки
Зеркальный зал
Каминный зал
Домашний театр
Зеркальный зал
Парадная лестница

Заказать билеты Афиша Репертуар

Экскурсия по Дому Кочневой проводится перед некоторыми концертами, информация о экскурсии указывается в описании концерта, экскурсия входит в стоимость билета.


Особняк (или дом) Кочневой возведен в 1805-1809 гг. известным архитектором, находящемся в эти годы на вершине своего творческого таланта, Луиджи Руска для гостинодворского купца первой гильдии Федора Ильина и его семейства, которое владело им до 1889 г. Затем его приобрел лесопромышленник Павел Алексеевич Кочнев на имя своей супруги Ольги Александровны Кочневой. В историографии города здание известно как «Особняк или Дом Кочневой». При этом обычно подразумевают уже не только О.А. Кочневу, а и ее дочь Нину Павловну Кочневу, профессора Института экспериментальной медицины, которая жила в нем до своей кончины в 1954 г., правда уже во флигеле.

Приверженец "законов простоты и вкуса", считавший барокко "дурным вкусом", Руска решил построить особняк в "высоком" стиле классицизма. Исходя из неправильной формы поросшего мелколесьем заболоченного участка, он спланировал особняк в виде буквы "Г" или как бы костыля с толстой "ручкой" главного корпуса, фасад которого выходит на Фонтанку, и несколько скошенного, примыкающего в виде длинной "палки" дворового флигеля. Напротив флигеля были предусмотрены сарай и конюшня. Цоколь здания - из сердобольского гранита. Работы по возведению здания и отделке его интерьеров выполнялись первоклассными мастерами, благодаря мастерству которых здание выдержало испытание стихией - наводнения 1824 и 1924 годов, а также бомбежки и артобстрелы Великой Отечественной войны.

Для внутренней отделки особняка Руска приглашает двух русских скульпторов - И.И.Теребенева и М.П.Александрова-Уважного, работами которых стали скульптурный фриз на мифологические сюжеты в Большом зале и десюдепорты-барельефы в гостиной. Для росписи стен и потолков Руска пригласил живописцев Дж. Скотти и Шлера. Внутренняя отделка парадных комнат особняка отличается стилистической законченностью и высоким мастерством исполнения, что ставит этот особняк в один ряд с лучшими памятниками архитектуры Петербурга начала XIX века.


В целом общий облик фасада скромен, что отвечает принципам Руска, но своеобразная композиция и классическая строгость придают ему неповторимый, истинно петербургский, облик. Здание имеет три этажа и выстроено с расчетом на то, что второй и третий этажи будут сняты только семьей владельца. Нижняя квартира предназначаась для возможной сдачи внаем.

В настоящее время фасад окрашен в желтый с белым цвета. Цоколь гранитный, нижний этаж рустован и имеет 9 оконных осей. Второй этаж (11 окон) выделен горизонтальным поясом между вторым и перым этажами и акцентирован по центральной оси балконом с балюстрадой на четырех гранитных кронштейнах, украшенных розетками. Окна второго этажа больше остальных по размеру и обрамлены наличниками и горизонтальными выступами над ними — сандриками. Это связано, в первую очередь, с тем, что на том этаже находятся парадные комнаты.

Третий этаж решен очень скромно, но также со вкусом. Он выполняет бытовые и деловые функции, и поэтому там почти вадратные окна заниженной высоты. Завершает целостный облик здания карниз с 58 модульонами. Интересно, что зодчий отказался от использования ордера в художественном оформлении фасада, придав зданию своеобразный «демократический» облик.

Проезд ворот перекрыт коробовым сводом, а сами въездные ворота расположены не по центру, а смещены влево. Если присмотреться, то на резной деревянной фрамуге ворот в картуше просматривается чудом сохранившаяся до наших дней буква «И», соответствующая первой букве в фамилии первого владельца особняка. Отличительная особенность дома — отсутствие входа в фасадной части. Две входные двери находятся под аркой, ведущей во двор. Возможно, это было сделано для экономии места, что, кстати, было удобно: выходя из экипажа, люди не попадали под дождь или снег. Ближняя дверь выходит на площадку перед квартирой первого этажа, а вторая — прямо на площадку лестницы в бельэтаж. Далее арка ведет во внутренний двор, где по правой границе участка расположен узкий трехэтажный флигель. В строении напротив размещались конюшня и каретный сарай.

Во внутренней планировке сохраняется традиционная для дворцов и особняков анфилада залов, но здесь их только три, что как раз и свидетельствует об ограниченности размеров здания. Руска достиг поставленной цели — создать анфиладу парадных помещений, обеспечить торжественность подхода к ним и удобство расположения остальных комнат и сообщения с ними. Анфиладу составляли: зал, гостиная-столовая и спальня хозяйки особняка. В больших дворцах комнаты и залы располагались в одну линию, и в эту же линию укладывались все проходные двери, создавая анфиладу. При открытых дверях вид был воистину впечатляющий. Однако при постройке небольших особняков недостаток места, вынуждал архитектора уже в проекте изымать некоторые комнаты из классического ряда анфилады и помещать их в глубине этажа перпендикулярно анфиладе и вне ее. Так получилось и в данном случае.

И все-таки в этом особняке к помещениям на втором этаже применимо определение «анфилада» благодаря эффекту зеркал, которые зрительно расширяли и удлиняли пространство, отчасти из-за того, что часть больших зеркал располагалась в крайних комнатах на стенах против дверей. Придать парадный вид небольшой по сравнению с дворцами площади особняка было трудно, но Руска тем не менее решил эту задачу. Визуально весь объем особняка не кажется тесным, благодаря ряду оригинальных и интересных архитектурных решений.

Планировка первых двух этажей схожа между собой. Только на третьем этаже, куда не доходила главная лестница, занятом более функциональными помещениями, вероятно находились рабочий кабинет и приемная, классная комната для детей, комнаты гувернантки, няни, гостевая, гардеробная и т.д. Естественно, что оформление этих помещений было более скромным, но и там тоже имелись лепные украшения и живопись.


К парадным помещениям в особняке следует причислить:

1) «Главную» лестницу

2) Каминный зал или Зеркальную гостиную

3) Кабинет

4) Спальню-будуар (зал гризайль)

5) Столовую (театральный зал)

6) Гостиную

ГЛАВНАЯ ЛЕСТНИЦА ведет на второй этаж. Она как бы открывает особняк и, являясь специфическим стилевым камертоном творения Руска, вводит посетителя в атмосферу здания. Таково ее функциональное назначение, которому полностью соответствует оформление. Это широкая лестница с невысокими и удобными ступенями, в четыре марша, на сводах, покоящаяся на четырех внутренних столбах квадратного сечения, завершается площадкой, свет на которую попадает через три окна второго этажа, выходящих во двор. Лестница в целом решена очень гармонично, красиво и даже остроумно: в два света, с плоским перекрытием над вторым этажом. Ограждение маршей лестницы это в то же время и ее украшение: кованная металлическая решетка красивого ампирного рисунка из переплетающихся овалов, завершенных поясом меандра — ажурного орнамента в виде изогнутых линий под углом в 90 градусов — и бронзовыми полированными перилами. На втором этаже стены украшены двумя большими парными живописными панно. Особенность их композиции заключается в том, что, идя по лестнице, как бы ощущаешь расширенное объемное пространство вокруг себя, чему способствуют изображения на двух панно пейзажей с уходящими вдаль колоннадами, садовыми решетками и статуями, а также расположенными у их основания бронзовыми сфинксами. В паддугах перекрытия размещены живописные панно на мифологические сюжеты, исполненные в зеленовато-серых тонах, автором которых был крупнейший художник декоратор Дж. Скотти. В углах — четыре аллегорические фигуры, олицетворяющие: «Живопись», «Скульптуру», «Театр» и «Астрономию». Потолок над лестницей и площадкой второго этажа производит снизу впечатление красочного купола. На самом же деле он плоский с геометрически четким рисунком плафона. На росписи реставрированного плафона воссоздана первоначальная композиция с изображением облегчающих конструкцию кессонов. С потолка свешивается великолепная бронзовая люстра, в стиле ампир, выполненная известным мастером Штанге.

КАМИННЫЙ ЗАЛ или ЗЕРКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ представляет наибольшую художественную ценность особняка. Здесь отлично сохранились барельефы фриза, камин и кафельные печи. Анфиладу помещений, идущую вдоль Фонтанки, открывает именно этот зал, служивший владельцам дома в качестве танцевального.

Каминный зал — одна из самых нарядных комнат. Это прямоугольный в плане зал с пятью окнами, с беломраморными подоконниками, простенными зеркалами, опоясанными поверх заодно с окнами белым с золотом карнизом, и тремя дверями. Окна выходят на набережную Фонтанки.

В 1919 году О.А. Кочнева следующим образом описала убранство этого зала: плафон — работы художника Шлера, барельефы — скульптора Теребенева, фрески, пилястры и прочее— художника Скотти, белый мраморный камин — работы Трискорни, паркет с выжиганием — работы Гербера. Первый паркет работы мастера Гербера с выжиганием не сохранился, и сейчас он заменен наборным, настланным во время реставрации, и покрыт лаком.

Антаблемент стен зала представлен лепным поясом из завитков, в виде «набегающей волны», и завершен широким скульптурным барельефом-фризом, выполненным на мифологические темы. Это главное украшение в светлом зале. Фриз работы И.И. Теребенева расположен по двум поперечным и одной продольной стенам, напротив окон, и завершается карнизом с модульонами.

Перекрытие зала — плафон с большим кругом: в центре - полихромная композиция, изображающая женскую фигуру, парящую в облаках, крылатого коня Пегаса — символ поэтического вдохновения и путти. Тона пастельные, мягкие, но все выглядит тяжеловесно. Вероятно, эта роспись появилась не позднее 1889 года, потому что при Кочневых плафон уже не подвергался реставрации.

В зале сохранились и подлинные произведения мастеров начала ХIХ века. Это, в первую очередь, средистенный камин белого мрамора с удивительно изящным резным орнаментом у продольной стены между дверьми, по описи работы Трискорни. Именно он дал теперешнее название залу. Камины есть и в других помещениях особняка, но там они смотрятся иначе, чем в этом зале. Топочное отверстие обрамлено ампирным рисунком с веселящимися младенцами — путти. Над камином имеется прекрасное большое зеркало почти во всю его ширину в белой с позолотой раме. Высокие прямоугольные зеркала висят в простенках между окнами, и еще одно зеркало находится в правой части зала у окна, создавая представление об анфиладе. Иногда каминный зал называют зеркальной гостиной. Зеркала обрамляют роскошные белые рамы, выполненные из багета. Все в целом это создает иллюзию расширения пространства зала.

С камином удачно гармонируют и две парные угловые изразцовые печи с прекрасно сохранившимся изящным рисунком работы мастеров начала ХIХ века.

КАБИНЕТ у Кочневых - это центральная прямоугольная комната анфиладной части здания. Два окна и дверь на балкон, выходящий на Фонтанку.


Прекрасный камин с надкаминным зеркалом, отделанный зеленым мрамором с колоннами работы мастера Гвидо, расположен напротив окон — все декоративное убранство создает особую неповторимую атмосферу теплоты и уюта. По сохранившемуся описанию О.А. Кочневой декоративное убранство кабинета состояло из плафона и стенной живописи художника Шлера, двух скульптурных барельефов над дверьми скульптора М.П. Александрова-Уважного. Пол был из паркета красного дерева работы мастера Гербера. В наши дни после реставрации стены кабинета завершены лепным фризом из листьев и розеток и карнизом с модульонами. Над двумя дверьми, ведущими в соседние комнаты, сохранились десюдепорты работы М.П. Александрова-Уважного на мифологические сюжеты. Один из них — «Суд Париса».


В некоторых местах оставлены участки стенной живописи в дореставрационном состоянии, и посетитель может воочию увидеть ту колоссальную работу, которую проделали реставраторы. Плафон приобрел первоначальный вид — в овале богиня Гера в колеснице, обрамленная чередующимися фигурами крылатых львов и масок. В простенках между окон расположены два красиво оформленных зеркала. Все тона красок в кабинете прекрасно гармонируют: стены светло-зеленого цвета и их роспись в желтых, зеленых, коричневых тонах, мрамор подоконников и искусственный мрамор откосов окон желтого цвета.

СПАЛЬНЯ-БУДУАР - ЗАЛ ГРИЗАЙЛЬ, третья по фасаду комната, замыкающая анфиладу, имеет в плане неправильную, но почти прямоугольную форму и при Кочневых служила спальней-будуаром. Такое название комнаты объясняется ее двойным назначением: это и опочивальня, и в то же время интимная гостиная хозяйки особняка, где она принимала близких друзей, занималась рукоделием. По воспоминаниям родственников, О.А. Кочнева, помимо своих духовных, материнских и деловых добродетелей, была великолепной рукодельницей. Уже в возрасте 80 лет, полуслепая, она связала очаровательные вещицы для внучатой племянницы. До 1918 года она много читала в этой комнате, предпочитая дамским романам более серьезную литературу. Оформление спальни-будуара - в коричневатых тонах, как и предыдущих помещений. По рассказам хозяйки живопись на стенах и потолке была выполнена Скотти. Здесь очарователен гризайль — однотонная декоративная живопись на фризе, шириной около 1,3 м, имитирующая лепку. Камин желтого мрамора работы Гвидо. Паркет работы Гербера. И сейчас напротив двери в кабинет находится большое зеркало, сохранившееся от тех времен, замыкающее анфиладу. Потолок разбит на три живописных поля: среднее — большое, гладкое (однотонное), прямоугольное со скошенными углами, в которых расположены медальоны с изображением головок мужчины и женщины, — и два боковых с изображением мифологических сцен. Две продольные стены имеют широкий фриз, вышеуказанный гризайль, выполненный в серовато-зеленых тонах, с изображением мифологических сюжетов и над ним — лепной меандровый пояс (здесь так же, как и в кабинете, сохранили расчищенный, но не отреставрированный участок фриза). Нижняя часть стен окрашена в светло-серый цвет.

До 1918 года на торцевой стене (против окон) над дверью бьиа полуциркульная ниша, в которой стояла красивая ваза, и по сторонам ниши располагались изображения трубящих ангелов. В нише имелась дверь в проходную комнату. В настоящее время вместо этой стены имеется арка, соединяющая два помещения. В результате получилась комната, одна часть которой находится в фасадной, а другая во флигельной части здания, где нет ничего примечательного.

СТОЛОВАЯ — ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЗАЛ. архитектурном плане Руска эта комната с двумя окнами, выходящими во двор, имела одну дверь, которая непосредственно сообщалась с проходной комнатой. Таким образом, она была, если так можно определить ее функцию, чисто сеМейной. Кочневы произвели реконструкцию старой столовой, увеличили ее площадь, и в результате она получила еще один выход на площадку второго этажа главной лестницы. На паддугах столовой очень воздушный, преимущественно растительный цветной орнамент, ниже него идет лепной карниз и живописный фриз в коричневых тонах с окаймлением. Увеличение площади произвели за счет снятия стены, граничащей с коридором. На месте стены оставили очень большой проем, по сути — арку с кариатидами по бокам, где теперь оборудована сцена. Скульптуры двух кариатид выполнил в 1890 году А.М. Опекушин.


Помещение бывшей столовой, превращенной в 1993 году в театральный зал, великолепно: на потолке голубой плафон обрамлен орнаментальным поясом работы Скотти, живописный фриз, карниз с модульонами, над дверьми десюдепорты в виде лепных прямоугольных панно с изображением виноградных лоз. Зал камерный, очень уютный, с небольшой сценой и кулисами, имеет выходы в гримерную, на парадную лестницу и в проходные комнаты.

ГОСТИНАЯ. Эта комната с тремя окнами во двор в боковом корпусе, соединяющаяся дверями с проходной и коридором флигеля.


Два больших, красивых, отлично сохранившихся практически в своем первозданном виде панно работы Скотти, занимают большую поверхность, чередуясь с зеркалами и очень украшают комнату. Она находится несколько в стороне от основных апартаментов особняка, и в наши дни служит для приемов особо почетных гостей.

Остальные помещения особняка используются для служебных и хозяйственных целей, их интерьеры не представляют ныне эстетической ценности и интереса.

Таким образом, анфилада из трех комнат — каминного зала, кабинета и спальни-будуара, идущих вдоль набережной реки Фонтанки, сохранила свое стилевое единство, определенное еще Руска. Эти помещения сохранились до наших дней без особых реконструкций и изменений.

В особняке после революции чередой сменялись новые «владельцы», а точнее арендаторы: детский дом, редакция «Красной газеты», Сельско-строительный техникум и наконец Государственный строительный проектный институт М5 (ГСПИ-5), которые приспосабливали его для своих целей и потребностей. С 1964 года здесь расположились администрация и хозяйственные службы Ленконцерта, ставшего с 1993 года Петербург-концертом.

Реставрация проводилась в 1963, 1980 гг. Обе указанные реставрации осуществлялись помимо ремонтов, проведенных в 1950 -1952 и в 1992 годах. В 1950-1952 гг. реставрацию живописи выполнял Н.В. Перцев. Особенность реставрации была еще в том, что работы велись в здании, где находилось работающее учреждение.

Ныне уютные гостиные и залы особняка Н.П. Кочневой служат для камерных концертов и театральных представлений, приятной особенностью которых является живой голос исполнителей, певцов и артистов, не пользующихся микрофоном, что привлекает сюда ценителей прекрасного.